(Богоявленский Иван Яковлевич; 30.10.1879, г. Нов. Оскол Курской губ.- 18.12.1949, Таллин), еп. Таллинский и Эстонский, духовный писатель, педагог, богослов. Из семьи псаломщика. После учебы в Новооскольском уездном училище и в Старооскольском ДУ поступил в 1894 г. в Курскую ДС, к-рую окончил в 1900 г. В том же году поступил в СПбДА. Учился на одном курсе со старшим братом Дмитрием (впосл. митр. Елевферий (Богоявленский)). Окончил СПбДА в 1904 г. кандидатом богословия с правом соискания степени магистра (магистрант). В том же году назначен воспитателем и надзирателем Александро-Невского ДУ в С.-Петербурге. В 1905 г. Гдовским еп. сщмч. Кириллом (Смирновым; впосл. митрополит) рукоположен во иерея к собору во имя вмц. Екатерины в Ямбурге (ныне Кингисепп) С.-Петербургской губ. С 1909 г. служил в кладбищенском храме во имя Живоначальной Троицы в Кронштадте. В окт. 1912 г. был назначен настоятелем собора во имя ап. Павла в Гатчине. Возведен в сан протоиерея, назначен благочинным 2-го Царскосельского окр. С 1914 г. устраивал в благочинии ежемесячные пастырские собрания. Организовал капитальный ремонт исторического храма. 27 сент. 1915 г. обновленный Павловский собор освятил брат настоятеля Ковенский еп. Елевферий.
Активно сотрудничал с Православной богословской энциклопедией. В 1915 г. за соч. «Значение Иерусалимского храма в ветхозаветной истории еврейского народа» удостоен степени магистра богословия. В магист. диссертации прот. И. Богоявленский выдвинул собственную гипотезу, связанную с проблемой культового законодательства Пятикнижия. Он объяснял предписываемую во Второзаконии (Втор 12. 5-6) возможность использовать в качестве жертвенного алтаря лишь одно названное Богом место как указание на то, что народ Израиля вновь будет жить на своей земле. До того же «богослужение могло совершаться и на других местах богоявлений». Т. о., по мнению прот. И. Богоявленского, идея централизации древнеевр. богослужения вопреки господствовавшему в библеистике представлению восходила к Моисею, а не к позднейшей эпохе.
В окт. 1919 г., во время гражданской войны, вместе с отступавшими войсками ген. Н. Н. Юденича выехал из Гатчины в Эстонию. С собой вывез, спасая от осквернения, святыни Гатчинского собора: икону Божией Матери «Филермская», десницу св. Иоанна Предтечи и часть Животворящего Креста Господня. Впосл. эти святыни были отосланы в Копенгаген вдовствующей имп. Марии Феодоровне. В Эстонии служил в Александра Невского соборе в Таллине, стал позднее его настоятелем. В течение мн. лет был членом, впосл. председателем епархиального совета Нарвской епархии, которая объединяла русские приходы Эстонской Православной Церкви (с 1923 по 1940 в составе К-польского Патриархата). Являлся благочинным Ревельского (Таллинского) рус. окр. Нарвской епархии. Получил известность как яркий, талантливый проповедник, пользовался большой любовью и уважением среди прихожан. Некоторые проповеди прот. И. Богоявленского, застенографированные его слушателями, продолжают издаваться. С 1930 по 1940 г. редактировал выходивший в Таллине ж. «Православный собеседник». Преподавал Закон Божий в таллинских рус. учебных заведениях. Был лектором Русского народного ун-та в Тарту. Разработал учебное пособие по преподаванию Закона Божия для рус. детей в эмиграции. Активно участвовал в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД). Возглавлял делегацию от Эстонии на I Прибалтийском съезде РСХД в Спасо-Преображенской пуст. под Елгавой (Латвия) в авг. 1928 г. Был председателем Ревельского отд-ния РСХД.
В 1936 г., после передачи Александро-Невского собора эст. правосл. приходу, стал настоятелем таллинского храма во имя святых Симеона и Анны, куда был перемещен рус. приход Нарвской епархии. В 1938 г. основал 3-летние богословско-пастырские курсы на рус. языке (действовали до 1940). В числе их выпускников был, в частности, свящ. Михаил Ридигер, отец Патриарха Алексия II. Алексей Ридигер (впосл. Патриарх) с 6-летнего возраста прислуживал в храме под рук. прот. И. Богоявленского, о котором сохранил воспоминания как о «достойнейшем труженике на ниве Божией, продолжателе лучших пастырских и духовно-просветительских традиций», «человеке глубокой веры и очень большого духовного и жизненного опыта». По воспоминаниям современников, был большим молитвенником, для молитвы часто оставался в храме после службы. Во время Великого поста прихожане часто исповедовались у него дома, обсуждали с ним свои жизненные проблемы.
В 1939 г. прот. И. Богоявленский опубликовал в «Православном собеседнике» 1-ю часть своей работы «Изъяснительные записки на Православный Символ Веры». Работа, имевшая цель дать наставления, как приобрести познания в вопросах церковной веры, объяснить основы церковного мировоззрения, была особенно актуальна в то время как из-за усиления атеистической пропаганды, так и из-за стремления к вере прежде нерелиг. людей. Опубликованная часть охватывала содержание 1-го из 12 членов Никео-Константинопольского Символа веры: «Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». По мнению прот. И. Богоявленского, «веровать - значит признавать что-либо, чего ум не может понять и объяснить». При этом он убедительно доказывал, что вера в Бога не противоречит доводам разума. Говоря о процессе обретения веры, прот. И. Богоявленский различал веру «умственную, или логическую» и «сердечную, или душевную». «Отрицательный» путь к вере, которым проходит ранее нерелигиозный человек в критический момент жизни (через «самоотрицание», переосмысление прежних своих взглядов), отличается от «положительного» пути, который есть путь «фактического и действительного исполнения учения и заповедей Христа». Однако «положительный» и «отрицательный» пути к вере существенно связаны между собой, и «сердечная вера есть действительно спасающая, хотя она начинается с логической, умственной». В работе также затрагивались вопросы толкования Божественных свойств, происхождения невидимого и видимого мира, излагались основы христ. антропологии. Под «подобием Божиим» прот. И. Богоявленский понимал в человеке прежде всего способность развивать данные ему положительные нравственные начала. Человек, по мнению автора, «есть существо не только разумное, но и нравственное». Прот. И. Богоявленский имел намерения изъяснить весь Символ веры в последующих частях, но этот труд остался неоконченным.
Во время оккупации Эстонии немецко-фашистскими войсками прот. И. Богоявленский оказывал помощь советским военнопленным, за что был арестован и находился месяц в тюрьме в Таллине. Помогал беженцам в лагерях для перемещенных лиц в Клооге, Пыллкюле, Палдиски и Вильянди (Эстония). Не поддержал Таллинского митр. Александра (Паулуса), заявившего о переходе в юрисдикцию К-польского Патриархата; оставался в подчинении Патриаршего экзарха Прибалтики Виленского и Литовского митр. Сергия (Воскресенского) и Нарвского еп. Павла (Дмитровского; с дек. 1942 архиепископ). В мае 1944 г., после убийства митр. Сергия, прот. И. Богоявленский участвовал как представитель Таллинской епархии в архиерейском совещании в Риге вместе с архиепископами Ковенским Даниилом (Юзвьюком), Нарвским Павлом и Рижским еп. Иоанном (Гарклавсом). Совещание отклонило предложение Львовского архиеп. Пантелеимона (Рудыка) о выдвижении своей кандидатуры для замещения поста экзарха.
После освобождения Эстонии советскими войсками прот. И. Богоявленский проводил среди населения патриотическую работу, участвовал в организации сбора средств в фонд помощи семьям фронтовиков. 6 марта 1945 г. подписал как председатель Нарвского епархиального совета Акт о воссоединении с Московским Патриархатом русско-эст. духовенства и мирян Эстонской епархии. С 1 сент. 1946 г. ректор восстановленных Ленинградских ДА и ДС. Принимал активное участие в разработке учебной программы семинарии и академии, в основу которой была положена программа дореволюционных духовных учебных заведений. К началу учебного года было закончено оборудование домовой церкви Академии, освященной 8 окт. 1946 г. во имя ап. Иоанна Богослова, где начались ежедневные богослужения. В дек. того же года овдовел.
14 янв. 1947 г. награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
12 мая 1947 г. Свящ. Синод РПЦ принял решение о назначении прот. И. Богоявленского на вдовствующую Таллинскую кафедру. 12 июня пострижен в монашество с именем Исидор в честь сщмч. Исидора, пресв. Юрьевского. Возведен в сан архимандрита. 21 июня состоялось наречение И. во епископа Таллинского и Эстонского. 22 июня в Николо-Богоявленском соборе Ленинграда Патриарх Алексий I возглавил архиерейскую хиротонию И. В авг. того же года с нек-рой задержкой из-за внезапной тяжелой болезни вступил в управление епархией. Инициировал восстановительные работы в разрушенных во время войны храмах, особое внимание уделял помощи Пюхтицкому в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рю. В связи с тяжелым положением епархии добился ее освобождения от обязательных денежных сборов на общецерковные нужды. Для кандидатов из Эстонии, принимающих по окончании обучения священнический сан, по настоянию И. было введено бесплатное обучение в духовных семинариях и академиях, а престарелым священнослужителям епархии выплаты пенсий осуществлялись за счет средств Центрального пенсионного фонда РПЦ.
И. подготовил неск. богословских работ, в т. ч. цикл статей, посвященных происхождению, цели существования и свойствам христ. Церкви (опубл. в «Журнале Московской Патриархии» в 1955, уже после кончины И.). В ст. «Православное учение о Церкви» обстоятельно показывается невозможность сохранения среди соблазнов мира чистоты христ. веры и нравственной жизни без сплочения верующих в общество, объединенное не только духом веры и любви, но и духом благодати Божией: «Христианское общество, сохраняя в себе Духа Божия, Божественную благодать и имея внешнее устройство, должно сохранять чистоту истинной веры и правильное понимание Слова Божия; в этом обществе верующим должна подаваться благодать Божия для укрепления и поддержки их благочестивой жизни; это общество должно быть надлежащим и надежным руководителем своих членов в их религиозно-нравственной жизни... Таким образом, Христианская Церковь есть Богом установленное, вполне соответствующее состоянию и потребности человеческой природы, совершенно необходимое средство спасения людей». В ст. «Господь Иисус Христос - Основатель Церкви» И. разбирал вопрос о Божественном происхождении Церкви Христовой, через к-рую и осуществляется единение верующих как между собой, так и со Христом, составляющее Церковь как Тело Христово.
В ст. «Существенные свойства истинной Церкви» И. рассматривает изложенное в Символе веры определение Церкви как Единой, Святой, Соборной и Апостольской. Касаясь вопроса о мнимом противоречии между единством Церкви и самостоятельностью поместных Церквей, И. замечает: «Единство обрядов и религиозной внешности имеет другой характер, нежели единство веры и учения христианского. Единство веры и догматов сопровождается характером их неизменности; обряды же могут быть изменяемы». Далее И. затрагивает вопрос о соответствии безгрешности Церкви и наличия в ней слабых, грешных людей. «Святость и непорочность Церкви,- пишет И.,- находится во Христе в состоянии, так сказать, уже совершенном, а в членах Церкви, как земной, так и небесной, еще в процессе достижения ее; и этот процесс достигания святости бесконечен».
Скоропостижная кончина И. не дала ему завершить начатые труды. Его отпевание 22 дек. 1949 г. возглавил Ленинградский митр. Григорий (Чуков). И. был погребен на Александро-Невском кладбище Ленинграда рядом с могилой Таллинского архиеп. Павла (Дмитровского).